По следам почтальона Печкина (Почта-2015)

Статья была опубликована на первой полосе NoNaMe (www.nnm.me) 14.11.2015, получила более 50 комментариев.

ссылка на статью с комментариями - http://nnm.me/blogs/mickigr/po-sledam-pochtalona-pechkina-pochta-2015/

...

Все когда-то хоть раз посмотрели мультфильм, в котором вредный почтальон Печкин приходил в дом и говорил: "У меня есть посылка для вашего мальчика. Только я вам её не отдам, потому что у вас докУментов нету". Документы, конечно, почтальону были не очень-то нужны. Впоследствии, когда пёс Шарик с котом Матроскиным подменили ящик с посылкой на пустую коробку, почтальон не забил тревогу, а просто забил… на свою доставку. Старый мультфильм советского периода очень точно отобразил стиль работы нашей почты. С тех пор минуло уже несколько десятков лет. Интересно, изменилось ли на почте хоть что-то?

Интерьер почтовых отделений в последнее время изменился по аналогии с отделениями Сбербанка. Просторные фойе (если место позволяет), пронумерованные окна, призванные разделить потоки людей и минимизировать время, которое они теряют в очередях. Но почему-то из 5-6 пронумерованных окон работают как правило 1-2. Поэтому картина в целом не изменилась. Та же унылая очередь из 15-20 человек в одно окно. Компьютеры у операторов время ожидания не сокращают, скорее наоборот. Работают те же бабушки из клуба "Кому за 60". Если раньше они выписывали документы ручкой, то теперь тычут одним пальчиком в клавиатуру, получается раза в 3 медленнее.

Работают с населением 1-2 человека. Но, пока стоишь в очереди, замечаешь, что между другими помещениями почты периодически перемещаются ещё человек 5, а то и больше. Чем они занимаются? Наверное, чем-то полезным - есть же ещё приём, сортировка, доставка. Судя по отзывам, зарплата сотрудников почты низкая, от количества обслуживаемых клиентов она не зависит. Следовательно, работать быстро бабушкам нет никакого резона. На недовольство стоящих в очереди они за словом в карман не лезут, отвечают в лучших традициях застойных времён. А чего им опасаться? В худшем случае уволят на заслуженный отдых. Но ведь работают они здесь не ради денег, просто дома сидеть скучно, а тут хоть какое-то развлечение…

В свете развития технологий многие задаются вопросом: "А что делает народ на почте в очередях, когда большинство бытовых вопросов можно решить, не отходя от домашнего или офисного компьютера?" Достаточно раз стать в такую очередь, и становится понятно, что новые технологии - это ещё не всё. Конечно, кто-то по старинке ходит за пенсией и платит за ЖКУ. Но таких не так уж много. Зато многие стоят за посылками из интернет-магазинов. На китайской "Али-бабе" кое-что можно приобрести в несколько раз дешевле, чем в местной рознице, да ещё и с бесплатной доставкой. За посылкой при этом придётся идти на почту. Или другой сегмент, с которым я в этот раз столкнулся - заказные письма.

По правилам почты заказное письмо почтальон доставляет получателю на домашний адрес. Если получателя нет на месте, оставляет в почтовом ящике уведомление. На деле - почтальон сразу кидает в ящик заготовленное уведомление и уходит, к адресату в квартиру он не идёт. А зачем время лишнее терять - ему же за это не платят!

Сроки прохождения корреспонденции на "Почте России" непредсказуемые. Излагаю случай из личного опыта.

Итак, получил я информацию, что одна организация выслала мне документ заказным письмом. В информации указан трек-номер, по которому я могу отследить прохождение письма на сайте "Почты России". Не дождавшись письма в течение 10 дней, захожу на сайт. Ввожу трек-номер и вижу историю:
- принято на почту адресата (дата),
- убыло из сортировочного центра адресата (дата),
- убыло из сортировочного центра получателя (дата)…

Письмо преодолело 1300 километров всего за 3 дня! Правда уже неделю блуждает в моём городе между сортировочным центром и отделением связи. Может просто информацию на сайт не выложили? До почты от дома метров 300, пора зайти.

Первый визит на почту. Увидев очередь в окно человек из 20, разворачиваюсь, но на выходе запоминаю время работы - с 8-00 до 20-00. Время после 8-00 меня вполне устраивает, предполагаю что "ранних клиентов" в это время будет поменьше.

Второй визит на почту - 8-20 на следующее утро. Предположения подтвердились - у окна всего 2 человека. Минут через 5 бабуля берёт мой листок, на котором я распечатал трек-код, вбивает в компьютер.
- Такого письма у нас нет.
- А где оно может быть? Уже больше недели от сортировочного центра идёт.
- Откуда мне знать? Придёт - получите.

Документ, который идёт в письме, для меня важен. Поэтому захожу на сайт "Почты России", чтобы разобраться. Новой информации нет, есть инструкции по поиску пропавших посылок, но для этого нужно выждать время и опять идти на почту. Нахожу адрес электронной почты, по которой дают информацию о прохождении внутренних (по России) писем и посылок. Описываю ситуацию, обращаю внимание на 8 суток, которые письмо путешествует где-то по городу. Прошу разобраться. Через минуту робот отвечает, что письмо с входящим № будет рассмотрено, ответ дадут в установленные сроки.

Попутно ради интереса хочу найти этот таинственный сортировочный центр. Ссылка на сайте есть, но адрес засекречен - только улица. Причём это центральный проспект, идущий почти через весь город. По запросам поисковик выдаёт несколько ссылок, на одной из них есть городской телефон. Звоню. Ответ стандартный - занято.

А если поискать по найденному номеру телефона? Ссылка выводит на другое отделение связи, расположенное совсем в другом месте от заявленного проспекта, примерно в 1 километре от моего отделения. Хоть и близко, но поиск ногами в мои планы не входит. Подождём…

В течение суток на сайте "Почты России" в моём личном кабинете появляется информация, что заказное письмо ждёт меня в отделении связи. То ли на девятые сутки письмо всё-таки преодолело расстояние в 1 километр, то ли на претензию оперативно отреагировали. Всё красиво - схема на карте, часы работы и даже возможность заполнить квитанцию и распечатать её. А что - хороший сервис! Заполняю, распечатываю, иду.

Третий визит на почту. Время 8-40, в очереди человек 5. Ожидание растянулось почти на полчаса, за это время сзади выстроились ещё человек 10. Точнее, пришло людей раза в два больше, но половина сразу развернулась, так как не была готова к часовому ожиданию. Наконец бабуля набивает цифры из извещения в компьютер и (вспомним почтальона Печкина) невозмутимо сообщает:
- У меня вашего письма нет. Оно на доставке.
- А что это означает?
- Оно у почтальона.
- А где почтальон?
- Откуда мне знать? Мне ещё не хватало за почтальонами следить.
- Так почтальон мне письмо домой доставит?
- Ещё чего. Письмо заказное. Он вам доставит извещение, а письмо передаст мне. Завтра приходите.

Ситуация всё больше напоминает мультфильм. Понимаю, что мультик будет иметь продолжение, но не предполагаю, что так скоро. День свободный, почта недалеко, погода не очень. Вернулся домой. Прошло полчаса - и вдруг звонок в домофон.
- Слушаю.
- Откройте, это почтальон, я ключ забыла.

Вот сюрприз! Почтальон забыла ключ от подъезда и начала обзванивать квартиры. Моя далеко не первая в списке, но вероятно, я первый, кто ответил. Или открыл. На ловца и зверь бежит. Спускаюсь к почтовым ящикам.


- Здравствуйте, у вас для меня должно быть заказное письмо.
- Оно на почте, я вам извещение в ящик кинула.
- Но я на почте сегодня в 9 утра был, мне сказали, что письмо у вас.
- А почему они ко мне не зашли? Я в 9 утра ещё была на месте, могла бы сразу отдать.
Вспоминаю нехорошими словами бабушку на выдаче ("Мне ещё не хватало за почтальонами следить") и почтальона Печкина одновременно. При этом вспоминаю инструкцию с сайта "Почты России".
- А что Вы письмо сразу в ящик не кинули?
- Не положено, оно заказное.
- Так Вы тогда его мне должны были принести.
- Нет, мы только извещение передаём, а получать письмо нужно на почте.

При последней фразе женщина начинает заметно нервничать. Я понимаю, что по лотерейному стечению обстоятельств поймал её на нарушении должностной инструкции. Она понимает, что если я обижусь, то её ждут на работе неприятности в виде какого-нибудь штрафа или вообще увольнения (если у начальства зуб имеется).

Письма у почтальона нет, а обижать даму далеко не пенсионного возраста, для которой эта работа может быть единственным источником доходов - как-то не по-человечески. Ладно, я не гордый, зайду завтра на почту ещё раз. Главное, что письмо не затерялось.

Пока обдумываю, как бы закончить разговор, чтобы даму не обидеть, почтальонша берет инициативу в свои руки и выдаёт информацию, с какой следовало бы начать:
- А Вам ещё конверт пришёл, я его вместе с извещением в ящик положила.

Вот порадовала, так порадовала! Прислали переходник для планшета, за которым я долго охотился. Зачем нужен? Позволяет подключить к micro-USB планшета или смартфона стандартные USB-устройства. Например, флэшку. Или мышку. Вещь полезная, но в наличии в магазинах до этого не попадалась, только в прайсах - от 150 до 500 рублей. В итоге заказал у китайцев за 39 рублей. С бесплатной доставкой. Шла неведомым путём полтора месяца, но ведь дошла же! В итоге диалог с почтальоном завершился на позитиве для обеих сторон.

Четвёртый визит на почту. Набравшись опыта, появляюсь в нужном месте в нужное время. Сегодня работает другая смена, средний возраст которой лет на 15 моложе вчерашней. Передо мной стоит парень с моей вчерашней проблемой - его письмо у почтальона. Но ему любезно открывают стойку и предлагают пройти в комнату к почтальонам, чтобы забрать своё письмо у них. Есть всё-таки отзывчивые люди!

Женщина берёт моё извещение, минуту ищет на стойке, ищет данные в компьютере и уходит в другую комнату. Через пару минут с начальницей проходят из одной комнаты в другую. Слышу обрывки фраз "Совсем одурела… одни мужики в голове". Выясняется, что кто-то из сотрудниц неправильно забил в компьютер данные, и моему трек-номеру соответствует совсем другая корреспонденция, с чужим ФИО и адресом. Ещё пара минут уходит на внутренне-почтовые разборки - и вот конверт с важным документом у меня в руках. Свершилось!

ИТОГИ

Возможно, не следовало проявлять инициативу раньше времени. Вместо 10 дней можно было подождать 2 недели, и неторопливая почтовая машина сделала бы все реверансы самостоятельно. Тогда всё ограничилось бы одним визитом в отделение связи. С другой стороны, несколько странное совпадение между подачей претензии и появлением письма на почте в тот же день. Так что не всё так просто. Составление оптимального времени маршрута с целью минимизации потерь времени в очередях на основе полученного опыта - тоже в плюс.

СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЯМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

Заполняя адрес, не поленитесь в окне "Дом" помимо номера написать еще слово DOM латинскими буквами. То же самое в окне "Квартира". Когда на конверте напечатаны подряд два числа без пояснений, у некоторых почтовых работников это вызывает недоумение - могут перепутать и поменять в адресе дом и квартиру местами.

Для отслеживания посылок мне больше всего понравился сайт https://gdeposylka.ru/ Отслеживает кучу почтовых служб, присылает информацию о появлении новых отметок при прохождении посылки.

Каким образом попадают дешёвые (до 100 рублей) и малогабаритные посылки с бесплатной доставкой из Китая к вам в квартиру? Это вопрос знатокам. В лучшем случае такая посылка отслеживается до момента её экспорта из Китая. В конце концов она появляется в почтовом ящике, если наши почтальоны ничего не перепутают.

Заказывая дорогостоящий товар, вы принимаете на себя риск того, что посылка потеряется и не факт, что легко и быстро удастся вернуть деньги. Лично я дорогих вещей через Интернет не заказываю. Могу порекомендовать при заказе выбрать платную скоростную доставку типа DHL - дорого, но быстро, и потеря в пути менее вероятна.


16.11.2015