"Стояние ЗОИ": правда или вымысел?

Существует легенда об окаменении человека в Самаре в новогоднюю ночь на 1 января 1956 года в доме 84 по улице Чкалова.
Утверждается, что в доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Среди приглашённых была девушка Николая, Зоя Карнаухова. Незадолго до события он начал с ней встречаться.

Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: "Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!" и направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: "Зоя, это грех", но она сказала: "Если есть Бог, пусть он меня накажет!" Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась
намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал что её стояние закончится в день Пасхи.
Так оно и произошло, Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на пасху она вдруг ожила и стала громко взывать: "Молитесь!", в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

- Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?
- Голуби, голуби меня кормили, - был ответ.

На третий день Пасхи Зоя умерла.

Расследование журналистов "Московского комсомольца" и "Комсомольской Правды"

Проведённое журналистское расследование показало, что, скорее всего, история является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной.
Первый секретарь обкома Самары Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее: "Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела: И пошло, начал собираться народ: Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию,
а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха".

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Сергея Тяпочкина в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: "За такой грех обернёшься ты соляным столбом!", а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её "каменной Зоей", и имя стало частью легенды.

Экранизация легенды

По мотивам данной истории в 2001 году Творческая группа <35 мм> сняла документальный фильм "Стояние Зои".
Режиссёры: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский. Продолжительность 20 мин.

...

Кроме того, в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина "Чудо".
На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на легенде о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Легенда жителей Самары дополнилась не менее фантастическими домыслами и элементами юмора. Так, самолёт Никиты Хрущёва совершает аварийную посадку, после чего главе государства лично приходится участвовать в оживлении "стоящей Зои".
Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется православной тематикой.

Участие в фильме приняли актёры Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.