Боевой пловец Лайонел Крэбб - разведчик или террорист?

В апреле 1956 года во время визита советской делегации в Великобританию у днища крейсера "Орджоникидзе" был обнаружен и уничтожен английский пловец.

В апреле 1956 года состоялся государственный визит партийно-правительственной делегации СССР в Великобританию во главе с Хрущевым и Булганиным. Поездка не предусматривала подписания какого-либо соглашения и была объявлена «визитом доброй воли». Воля, несомненно, у гостей была доброй. Однако отправились они к берегам туманного Альбиона на боевом крейсере «Орджоникидзе».

На танках в гости не ездят. Однако именно крейсер, вооруженный самой современной в то время артиллерией различных калибров, должен был сыграть роль символа могущества и неприступности СССР.

По поводу использования крейсера было еще одно рассуждение, так сказать, тактического характера. Время было неопределенное, а корабль имени пламенного Серго с бездонными стволами пушек в любом случае мог гарантировать делегации безопасность. А для большей уверенности крейсеру в сопровождение добавили два эскадренных миноносца — «Смотрящий» и «Совершенный». «Мы договорились с английским правительством, что прибудем к ним на военном корабле, — писал в своих мемуарах Хрущев. — Мы хотели прибыть на крейсере потому, что считали: когда попадем в портовый город, у нас будет там своя временная опорная база».

В Порстсмуте советские военные корабли пришвартовались к южному железнодорожному причалу военного порта. Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость - 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия - установка мины под днищем, чтобы, когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали аса подводных диверсионных операций боевого пловца ВМС Великобритании капитан-лейтенанта Лайонела Филиппа Кеннета Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны.

В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района». Английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Недавно появилось прояснение того события, которое происходило 19 апреля 1956 года в Портсмуте под крейсером «Орджоникидзе». Главным его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам.

Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Дальнейшая судьба крейсера Орджоникидзе» также была связана с именем Хрущева. В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе».

До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан".

24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1972 году «Орджоникидзе» - «Ириан» был разобран на металлолом.